+7 (727) 329-15-79 +7 (707) 750 07 59 info@icak.kz Мы в социальных сетях:
г. Алматы, пр. Сейфуллина 531, оф. 314
Профессиональная организация бухгалтеров
«Институт Сертифицированных Бухгалтеров Казахстана»

Публикации

Департамент государственных доходов по городу Алматы сообщает, что 5 сентября 2017 года в 15.00 состоится семинар с участием руководителей и специалистов налогового блока по следующим темам:

 

- «Порядок и сроки вручения предварительного акта проверки и порядок рассмотрения возражений налогоплательщикам по нему» (руководитель отдела ЭКНА - Н.Джарманов);

- «Особенности международного налогообложения» (главный специалист Управления камерального контроля - А.Байрбаев);

- «Порядок исчисления и уплаты платежей по обязательному социальному медицинскому страхованию (ОСМС)»  (руководитель Управления  разъяснительной работы - Н.Бейсебаев);

 - «Порядок применения инструкции по организации системы учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов Евразийского экономического союза» (главный специалист отдела администрирования импорта третьих стран и Таможенного союза - Ж.Мендеке).

 

Семинар состоится 5 сентября 2017 года в 15.00 часов по адресу: г.Алматы, ул.Абылай хана 93/95, уг.ул.Казыбек би, 2 этаж, Актовый зал (вход с УГД по Алмалинскому району).

 

Источник: http://almaty.kgd.gov.kz

  • Дата: 1-09-2017
Полная статья »

Астана, 31 августа – МНЭ РК. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов в ходе пресс-конференции на площадке пресс-центра правительства рассказал о работе по улучшению и расширению бизнес-среды.

 

Он сообщил, что разработан очередной пакет поправок в законодательные акты, направленный на сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат бизнеса.

 

«Сейчас во исполнение поручения Главы государства данная работа ведется на территориях путем ведения Рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса. Сегодня уже выработана соответствующая методика с учетом опыта мировых аналогов, направленных на изучение бизнес среды на страновом и межстрановых уровнях», - проинформировал Сулейменов.

 

По его словам, в ходе подготовки рейтинга будут определены проблемные аспекты в развитии предпринимательства, а также отражены рекомендации, которые, по мнению бизнеса, позволят улучшить состояние деловой среды в регионах и городах.

 

Сулейменов отметил масштабную работу по сокращению излишнего государственного регулирования, в частности, ведется реформирование контрольно-надзорной деятельности. «Проведена масштабная ревизия и анализ контрольно-надзорной деятельности, по результатам чего предлагается внедрить профилактический контроль», - сообщил Сулейменов.

 

Он пояснил, что кардинальным отличием от действующей системы проверок будет являться предупреждение и профилактика правонарушений без возбуждения административного производства.

 

Предлагается также сократить 17 654 требований по проверке субъектов предпринимательства из 30 497 или порядка 50% всех требований по проверкам. При этом только в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения сокращены порядка 85% требований, в сфере пожарной безопасности 72% требований. Также предлагается оптимизировать основания для внеплановых проверок, сократить сроки проведения проверок.

«В целом, принимаемые меры по реформированию государственного контроля и надзора позволят сократить количество проверок к 2018 году на 30 %, что составит не более 70 тыс. (в 2016 году зарегистрировано 101 тыс. проверок), а к 2020 году – еще на 10 %», - сообщил он.

 

Министр также подчеркнул, что углубленно проводится работа по дальнейшей оптимизации и облегчению разрешительной системы, а также ведется работа по дальнейшему развитию института  саморегулирования, внедренного в прошлом году.

 

«На сегодняшний день, данный институт на добровольной основе функционирует в букмекерской деятельности, экологическом аудите, налоговой консультации, пожарной безопасности. Ведется работа по введению обязательного саморегулирования в 6 потенциальных сферах, в частности в оценочной, нотариальной, адвокатской, аудиторской деятельностях, а также в деятельностях экологического аудита и вневедомственной комплексной экспертизы проектов строительства», - сказал Сулейменов.

 

По его данным, в настоящее время активно ведется работа по разработке стимулирующих мер для объединения бизнеса в добровольные саморегулируемые организации.

 

Он также рассказал о работе по сокращению фронтальных издержек, отметив, что с учетом предложений бизнеса выработаны меры, направленные на сокращение ряда платных государственных услуг, услуг предприятий-монополистов и квазигосударственных предприятий; пересмотр размеров платежей и тарифов; поэтапное устранение дифференциации тарифов (цен) по группам потребителей на регулируемые коммунальные услуги. Завершена также ревизия 30 законов, по итогам которой выявлены нормы, препятствующие развитию конкуренции. В настоящее время ведется анализ еще 70 законов и 1000 подзаконных актов.

 

«Данные меры будут реализованы в рамках единого законопроекта по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности. В результате будет обеспечено масштабное сокращение непроизводственных затрат бизнеса, экономия ресурсов, рост производительности труда, улучшение бизнес-климата и развитие массового предпринимательства», - заключил министр.

 

Источник: http://economy.gov.kz 

  • Дата: 1-09-2017
Полная статья »

Налоговое законодательство в Казахстане не раз обновлялось. Но в этот раз процесс подготовки нового Налогового кодекса кардинально отличается от предыдущих (от 2001, 2008 и 2009 годов). Эксперты изучили международный опыт, провели большую аналитическую работу.  Корреспондент BNews.kz прошелся и по основным моментам нового кодекса.

 

Часть проверок МСБ передадут в частные руки

 

В кодексе расширены виды аудита по налогам, а также список лиц, имеющие право на его проведение.

 

Как уточнил заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов, эти изменения сначала коснутся только тех предпринимателей, у которых среднегодовой доход (СГД) не превышает 150 000 МРП за 5 лет (340 млн тенге) или за год - 68,0 млн тенге, раннее было 120 МРП.  

 

К имеющимся видам аудита по налогам предлагается добавить:

 

1) аудит по налогам, аналогичный аудиту финансовой отчетности, когда предприниматель имеет возможность самостоятельно исправить установленные аудитором ошибки и после этого получить положительное заключение по аудиту по налогам;

2) предлагается, чтобы малый бизнес будет проверятся независимыми аудиторами;

3) для всеобщего декларирования аудит по налогам предлагается проводить с целью подтверждения сумм вычетов физического лица и суммы индивидуального подоходного налога, подлежащей возврату, что обеспечит простоту взаимодействия с налоговыми органами по данному вопросу;

 

С введением всеобщего декларирования работы для аудиторов прибавится, и они просто физически не смогут выполнять весь этот объем. Поэтому предполагается часть работы передать профессиональным налоговым консультантам, в связи с чем подготовлен проект закона «О налоговом консультировании».

 

 «Налоговые консультанты ориентированы одновременно на полноту соблюдения норм Налогового кодекса, следовательно, на полноту поступлений доходов госбюджета, а также на снижение налоговой нагрузки и улучшение финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта, что обеспечивает его устойчивое развитие посредством снижения налоговых рисков», - добавил Рустам Журсунов.

 

Что такое «Налоговый кредит»?

 

Введение института «Налоговый кредит» еще на стадии обсуждения. В проекте предусмотрена только альтернатива налоговому кредиту - отсрочка и рассрочка.

 

Налоговый кредит - действенный инструмент в поддержке бизнеса и расширении налогооблагаемой базы.

 

Основное отличие налогового кредита от отсрочки (до шести месяцев) и рассрочки (до трех лет), которое предусмотрено проектом Налогового кодекса, заключается в том, что налоговый кредит предоставляется поверх на предстоящие к оплате суммы налогов. Процент по налоговому кредиту будет рассчитываться в размере 50% от ставки пени.

 

Применение налогового кредита позволит предпринимателю использовать освободившиеся средства на развитие бизнеса.

Данные предложения по налоговому кредиту НПП РК «Атамекен» планирует ввести в рамках рассмотрения проекта Налогового кодекса на уровне Мажилиса Парламента РК. 

 

Все неясности и неточности - в пользу налогоплательщиков

 

Спикер отметил, что в данном случае все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Например, субсидии, получаемые бизнесом из государственного бюджета, по своей экономической сущности не могут быть оборотом по реализации, следовательно, не могут быть облагаемым оборотом по НДС.  В тексте Налогового кодекса данное положение не приведено. В связи с отсутствием прямой нормы в Налоговом кодексе органы государственных доходов приняли решение о том, что часть субсидии должна облагаться НДС. Однако такие неясности и неточности при рассмотрении жалобы предпринимателя на результаты налоговых проверок будут толковаться в пользу предпринимателя.

 

Рустам Журсунов также добавил, что за 9 лет Налоговый кодекс поменяли 16 раз и три раза переписали, порядка 2500 статей налогового кодекса с 2009 года изменили.

 

Об управлении рисками

 

В новом проекте планируется сокращение 73 тысяч проверок и переход на систему управления рисками.

 

Данная система будет комбинированная, имеются открытая и закрытая части. Закрытая часть – больше оперативно-следственная информация в отношении каждого налогоплательщика. Вторая – это та информация в системе управления рисками, которую сам налогоплательщик в своем кабинете может видеть.

 

В отношении внедрения трехуровневой системы управления рисками (СУР), которая подразделяет предпринимателей на зеленых - «хороших», желтых - «средних» и красных - «плохих», интересно следующее.

«Внедрение данной системы оценки предпринимателей не должно ухудшить действующие положительные аспекты налоговых отношений для предпринимателей. При этом «хорошие» предприниматели должны получить дополнительные стимулы в налоговых отношениях, таких как: минимальное количество налоговых проверок, возможность получения налогового кредита, возможность получения отсрочки на предоставление налоговой отчетности на более длительный срок и т.д», - пояснил Рустам Журсунов.

 

Оптимизация налоговых режимов

 

В преддверии Всеобщего декларирования госорганами в рамках проекта Налогового кодекса предлагалось с 2020 года отменить действующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и аграрного сектора (патент, упрощенная декларация, единый земельный налог) и перевести их на полноценный учет доходов и расходов.

 

При таком подходе решения вопроса в связи с резким ростом налоговой нагрузки бизнес просто уйдет в «тень» или обанкротится.

 

На рабочих группах при Министерстве национальной экономики РК этот вопрос неоднократно озвучивался: в условиях текущих кризисных явлений в экономике необходимо взвешенно подходить к вопросу изменения фискальных условий, без увеличения налоговой нагрузки на бизнес. При том, что Глава государства об этом неоднократно отмечал.

 

«Учитывая необходимость стимулирования развития малого и среднего бизнеса «Атамекен» предлагал обеспечить поэтапный и безболезненный переход с предоставлением мотивирующих мер для добровольного перехода. То есть наряду с действующими специальными налоговыми режимами в качестве альтернативы предложила ввести режим фиксированного вычета (режим роста)», - подчеркнул зампред Нацпалаты.

 

В условиях отсутствия «должной дисциплины» документирования расходных операций, а также для стимулирования выплаты официальной заработной платы сотрудников, предложила предусмотреть следующие послабления:

 

право выбора (добровольность);

дополнительный вычет в размере 100% от ФОТ, если заработная плата работника превышает 4 МЗП или 97,8 тыс. тенге;

условно-фиксированный вычет в размере 30%, но не более 70% от СГД;

ускоренная амортизация в размере 25%;

упрощенный порядок налогового учета.

 

В проекте Налогового кодекса данный режим предусмотрен как специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета.  Действующие специальные налоговые режимы (СНР) сохранены.

 

Справочно:

1. СНР на основе патента сохранен с включением в перечень видов деятельности торговли со ставкой 2%, для остальных 1%.

2. СНР на основе упрощенной декларации сохранен, пересмотрены пределы по численности (30 человек) и доходу (100 млн в год). В настоящее время для ИП 25 человек, доход 68,5 млн, юрлицо 50 человек, доход 136,9 млн.

3. СНР для крестьянских хозяйств на основе единого земельного налога до 2020 года сохранен. С 2020 года в связи с ведением всеобщего декларирования предлагается по ЕЗН пересмотреть объект обложения, отойти от оценочной стоимости земельного участка, установив обложение от оборота по ставке 0,5 %.

4. СНР для производителей сельхоз продукции сохранен, взамен 70% льготы по НДС (в связи с вступлением в ВТО) будет предусмотрена корректировка зачета по НДС.

 

Источник: https://bnews.kz 

 

  • Дата: 31-08-2017
Полная статья »

Согласно налоговому законодательству обязательство по применению ККМ при денежных расчетах не распространяются на индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность на основе патента, на ИП осуществляющих деятельность на основе упрощенной декларации на территории открытых рынков, а также на ИП - в рамках специального налогового режима для крестьянских и фермерских хозяйств.

 

Остальная категория предпринимателей обязана применять ККМ, при денежных расчетах.

 

За неприменение ККМ Кодексом РК «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность.

В связи с этим, ДГД г. Алматы призывает предпринимателей осуществлять денежные расчеты с обязательным применением ККМ, в том числе при расчете через платежные карточки.

 

Источник: http://almaty.kgd.gov.kz 

 

  • Дата: 31-08-2017
Полная статья »

29 августа на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева министр финансов Бахыт Султанов представил основные параметры Закона «О республиканском бюджете на 2018–2020 годы».


Как отметил в своем выступлении министр финансов, базовые характеристики проекта определены в соответствии с Концепцией новой бюджетной политики и Прогнозом социально-экономического развития до 2022 года.

 

Так, качественно изменилась структура поступлений в бюджет при консервативности прогнозов.

 

По данным Б. Султанова, объем ненефтяных поступлений в 2018 году составит 5 271,4 млрд тенге, что выше плана текущего года на 19,3%.

Основными факторами роста стали модернизация экономики страны, стабилизация внутренней и внешней макроэкономической ситуации и улучшение налогового администрирования.

 

Объем нефтяных поступлений в бюджет снижен по сравнению с текущим годом на 1 901,3 млрд тенге за счет:

  • поэтапного снижения гарантированного трансферта и отказа от привлечения целевого трансферта из Национального фонда;
  • уменьшения объема поступлений от ЭТП в результате корректировки цены на нефть с 50 до 45 долл. за баррель.

Кроме того, министр отметил, что проведена оптимизация расходов, при этом проект бюджета обеспечивает реализацию всех задач, поставленных перед Правительством:

  • развитие человеческого капитала через усиление социальной направленности расходов и исполнение всех ранее принятых обязательств;
  • технологическая модернизация и цифровизация экономики, развитие аграрного сектора, транспортной и логистической инфраструктуры;
  • обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Б. Султанов сообщил, что расходы республиканского бюджета в 2018 году составят 9 217,9 млрд, что также выше плана текущего года на 134,6 млрд тенге.

 

«В структуре расходов наибольшую долю или 44,5% занимают расходы социального сектора, которые по сравнению с текущим годом выросли более чем на 400 млрд тенге», — подчеркнул Б. Султанов.

 

Так, основной составляющей роста является увеличение размеров пенсий и пособий по случаю рождения детей, в том числе в результате пересмотра структуры прожиточного минимума и порядка назначения пенсий.

 

На развитие реального сектора экономики в 2018 году предусмотрено 1,4 трлн тенге. Снижение объема расходов по сравнению с текущим годом обусловлено двумя основными факторами:

  • изменением источников финансирования программ с целевого трансферта из НацФонда на ненефтяные доходы;
  • прогнозами освоения бюджетных средств текущего и следующего года субъектами квазигоссектора.

На продолжение реализации программы «Нұрлы жол» предусмотрены расходы в сумме 512,6 млрд тенге, из них на 2018 год — 243,3 млрд тенге.

На программу жилищного строительства «Нұрлы жер» предлагается направить 208,8 млрд тенге, из которых 125,2 млрд тенге — на 2018 год.

 

По программе развития агропромышленного комплекса на 2018 год предусмотрено 195 млрд тенге на мероприятия по повышению доступности финансовых услуг (субсидий), развитие водного хозяйства и ветеринарии, обеспечение фитосанитарной безопасности.

 

На реализацию второго этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития предусмотрены расходы в общей сумме 232,9 млрд тенге, из них на 2018 год — 76,1 млрд тенге.

 

В 2018 году на развитие транспортной инфраструктуры будет направлено 292,6 млрд тенге.

 

На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности расходы в 2018 году составят 1 088,9 млрд тенге.

 

Как отметил Б. Султанов, дефицит республиканского бюджета снижен относительно к ВВП с 1,1% в 2018 году до 1,0% в 2019-2020 годах, что позволит сохранить объемы государственного долга на умеренном уровне.

 

Законопроект одобрен членами Правительства. На рассмотрение в Мажилис Парламента законопроект будет направлен в сентябре текущего года.


Источник: www.primeminister.kz 

 

 

  • Дата: 30-08-2017
Полная статья »

Свыше 70% всех закупок проводятся способом из одного источника. Главная задача Минфина является снизить эту долю и увеличить конкуренцию госзакупок. Об этом заявил директор Департамента законодательства государственных закупок МФ РК Сабит Ахметов в рамках семинара по разъяснению норм законодательства о государственных закупках и обсуждению новых подходов закупок в Астане. Семинар проходит под председательством вице-министра финансов Руслана Бекетаева.


 

Снижение коррупционности предусмотрено в части прозрачности проведения всех процедур. Мы хотим снизить долю одного источника. У нас сейчас очень большая доля одного источника, свыше 70% всех закупок проводятся из одного источника. Главная задача Минфина – снизить эту долю и увеличить конкуренцию госзакупок. Потому что, один источник по сути и есть коррупция. Чтобы снизить один источник, мы хотим упростить требования, потому что закупки у нас считаются несостоявшимися в связи с несоответствием требованиям. Поэтому, мы упрощаем их и создаем конкурентную среду», - сказал С. Ахметов.

 

Сабит Ахметов привел пример, что, если в среднем насчитывается 3-4 трлн госзакупок, то около 2 трлн, а это больше половины всех закупок — строительство.

«Открытого лоббирования у нас нет, есть предпочтения при рассмотрении заявок, поэтому вроде все по закону сделали, но это скрытно. Поэтому мы хотим все упростить, чтобы не было возможности кого-то лоббировать и отдавать предпочтения. Мы привели пример, что где-то 30-40 школ и каждая из них закупает себе уголь. Когда объем больше, мы хотим все это централизовать на одном уровне», - сказал спикер.

 

Отметим, что Минфином разработан законопроект, предусматривающий централизацию государственных закупок и законодательное регулирование закупок субъектов квазигосударственнного сектора. 

«Преимущество централизации в чем? Во-первых, за счет объема - это цена. Смотрите, когда вы ходите на базар, вы говорите, что покупаете сразу 10 мешков сахара по оптовой цене. Так и здесь. Когда мы говорим, что мы покупаем у вас не один, а несколько сразу, то мы можем здесь с ними договориться. По условиям поставки, по цене. Это все должно привести к улучшению закупок», - подчеркнул Сабит Ахметов.

 

Глава департамента законодательства государственных закупок также рассказал, как будет обеспечиваться доступ предпринимателей к госзакупкам.

«На сегодняшний день в целом если посмотреть, у нас портал один, все, кто хочет участвовать сидя дома, может участвовать в любой закупке Казахстана. То есть в этой части ограничения нет. Ограничения есть только в плане того, когда те заявки, которые подаются, их просто отклоняют, как несоответствующие. И чтобы их в этой части не отклоняли, мы хотим упростить требования разумным методом. Там, где есть действительно крупная, большая закупка, нужно сделать требования понятными, конкретными. Условно говоря по строительству, там написано, что при закупке работ по строительству, техническая спецификация выступает проектно-сметная документация. Она имеет свой порядок, и там может быть где-то порядка 1000 техник и на каждую технику нужен был подтверждающий документ. Это нереально огромное количество. Наличие самой лицензии на строительство является фактом обладания его материально трудового ресурса. То есть, самой лицензии достаточно. Мы, когда закупаем лекарственные средства, мы же требуем от них лицензии на реализацию госсредств», - пояснил С. Ахметов.

 

Источник: https://strategy2050.kz 

 

 

  • Дата: 29-08-2017
Полная статья »

В г. Астана под председательством вице-министра финансов Р.Бекетаева прошел семинар по разъяснению норм законодательства о государственных закупках и обсуждению новых подходов закупок.

 

В работе семинара приняли участие сотрудники Министерства финансов, представители местных исполнительных органов (акиматы г.Астана, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской и Павлодарской областей), Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», общественных организаций, бизнес-сообществ.

 

Министерством финансов разработан законопроект, предусматривающий централизацию государственных закупок и законодательное регулирование закупок субъектов квазигосударственного сектора.
 
Наряду с этим законопроект предусматривает ряд поправок, направленных на совершенствование законодательства о государственных закупках.
 
Кроме того, приказом министра финансов от 15 июня 2017 года № 384 в Правила осуществления государственных закупок внесен ряд концептуальных изменений и дополнений, которые вступили в действие с 1 августа т.г.

 

В частности, изменения в Правила, в первую очередь, связаны с упрощением требований к участникам закупок в сфере строительства. Теперь подтверждать наличие материальных ресурсов, документами о приобретении или бухгалтерскими документами не требуется, достаточно будет приложить только техпаспорта на технику, подлежащей регистрации.
 
Аналогично упрощаются требования к трудовым ресурсам, где нужно подтверждать только аттестованных инженерно-технических работников.

Данные изменения в Правила в разы сократят случаи формального и необоснованного отклонения заявок и повысят конкуренцию. 

 

Источник: http://www.minfin.gov.kz 

 

  • Дата: 29-08-2017
Полная статья »

В «Атамекене» продложается обсуждение новых подходов Налогового кодекса 24 августа в «Атамекене» состоялся круглый стол на темы «Индивидуальный подоходный налог, Всеобщее декларирование, Социальный налог» и «Налогообложение участников специальных экономических зон».

 

Мероприятие прошло с участием Заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен»  Рустама Журсунова, представителей Министерства национальной экономики и Комитета государственых доходов Министерства финансов РК, а также других заинтересованных отраслевых организациий Предлагается изменить структуру ИПН и отразить ее в двух разделах.

 

Первое - в проекте нового Налогового кодекса  – в редакции с 2020 года в увязке со всеобщим декларированием доходов и имущества, второе - в Законе РК «О введении в действие Налогового кодекса» – в редакции с 2018 до 2020 года.

 

Заместитель руководителя управления КГД МФ РК сообщила об этапах вхождения граждан в систему декларирования, о процедурах составления и сроках представления декларации физическими лицами.

 

Ставка социального налога с 1 января 2018 года составит 9,5%, с 1 января 2025 года 11%.

 

Напомним, редакцией проекта нового Налогового кодекса от 14 июля 2017 года, официально внесенного Министерством национальной экономики, на экспертное заключение в Национальную палату, предлагалось снизить ставку социального налога с текущих 11% до 9,5% с 2018 года, до 6,5% с 2020 года.  

 

«Министерства национальной экономики и финансов отошли от тех договоренностей, которые у нас были. При таких ставках социального налога с учетом всех отчислений в Фонды: это и пенсионка, социальные отчисления, медицинское страхование нагрузка на фонд оплаты труда к 2025 году будет гигантская - 43,5%.  Нам говорят: «Это не налоги и вычитаются они не с работодателя, а с работника». Но, по факту работнику абсолютно все равно сколько уходит в какой фонд. Он требует зарплату «чистыми». Так что всё в итоге ложится именно на работодателя», - подчеркнул Рустам Журсунов.

 

Заместитель Председателя Правления Нацпалаты отметил, что это прямо повлияет на рост себестоимости продукции, он будет доходить до 12%. Это - прямые налоги, прямой удар по бизнесу.

 

Все презентационные материалы круглого стола доступны на сайте www.atameken.kz в разделе «новый Налоговый кодекс».

 

На круглом столе также обсудили налогообложение участников специальных экономических зон (СЭЗ).   «Больших изменении не произошло. Условия, которые были, они остаются одинаковыми для всех участников СЭЗ», - сообщила руководитель управления КГД МФ РК Зауре Исенова.

 

«Первое - ранее для 100% освобождения по КПН были предусмотрены трудновыполнимые условия для участников СЭЗ. Если вдруг эти условия не выполнялись, участник СЭЗ страдал. Когда по осуществлению приоритетных видов деятельности у него должно было быть 90% дохода, приходила проверка и оказывалось, что там не 90% а 89% дохода, соответственно он должен был платить всю сумму КПН. Это проблема решена. Теперь льгота по КПН будет представляться только по тем доходам, полученными в результате осуществления приоритетных видов деятельности, то есть без привязки к процентному соотношению 90/10.

 

Второе - это обязательное условие ведения раздельного учета для того, чтобы видеть где приоритетный вид, где – нет. Плюс было условие, что участник СЭЗ не имел права иметь обособленное структурное подразделение за пределами территории СЭЗ. Теперь есть условие, что он может иметь представительство за территорией СЭЗ», - сообщила Зауре Исенова.

 


Источник: http://atameken.kz

  • Дата: 28-08-2017
Полная статья »

Частные предприятия в сфере здравоохранения более эффективны с точки зрения прибылей и убытков, чем государственные организации. В 2016 году чистая прибыль после налогообложения частных организаций в здравоохранении составила 9,4 млрд тенге против чистого убытка госпредприятий на 1,8 млрд тенге. Такие  данные огласил Комитет по статистике МНЭ РК. О том, действительно ли государственные медучреждения убыточны и как это можно изменить, в интервью «Къ» рассказала генеральный директор Республиканского центра развития здравоохранения Айнур Айыпханова.

 

- Какова доходность государственных клиник в сравнении с частными?

- Мы не располагаем информацией по доходности частных клиник, но подразумеваем, что частные клиники – это чистый бизнес. Они   бы не существовали, если бы не были рентабельными. Так что по умолчанию будем считать, что частные клиники рентабельны,  имеют прибыль.

 

Хочу заметить, что медицинский бизнес в мире считается одним из самых непривлекательных, потому что даже в Америке 5% прибыли считается очень высоким показателем для медорганизаций. В Штатах предприниматель, если открывает бизнес, то он выберет медицину в последнюю очередь, потому что добиться тех 5% через 10 лет считается успехом.

 

Мы опровергаем данные, что государственные клиники убыточны. 75% государственных клиник имеют положительный финансовый результат. Остальные 25% выходят в ноль или имеют отрицательный результат по показателю рентабельность активов.

 

На сегодняшний день прибыль считается  как рентабельность активов. Например, построено два здания и на каждое потрачено по 10 млн  тенге. Только одно медучреждение обслуживает тысячу больных в день, другое только пятьсот. Естественно, у первого оборачиваемость выше и, соответственно,  рентабельность тоже.

 

Понятие «рентабельность активов» в здравоохранении применяется для того, чтобы судить о том, убыточное ли это предприятие или наоборот не убыточное. Поэтому 75% медорганизаций по результатам исследований Министерства финансов и Комитета госимущества и приватизации не являются убыточными. И только 4% клиник имеют кредиторскую задолженность, по данным за 2016 год.

 

Важный момент - юридическая форма. Большинство государственных медицинских организаций в Казахстане -  предприятия на праве хозяйственного ведения. Это дает им право оказывать платные услуги и иметь прибыль, которую после распределять по своему усмотрению. Это хорошо, и Минздрав стремится, чтобы больше государственных предприятий перешли на форму права хозяйственного ведения - это даст им немножко свободы, и они могут сами утверждать зарплаты, оторваться от контроля каждой копейки и будут развиваться.

 

К сожалению, часть медицинских организаций до сих пор еще не перешли на такую юридическую форму. Организации с 100%-м государственным финансированием не имеют права оказывать платные услуги и обязаны потратить ровно столько денег, сколько они получили. У них нет мотивации эффективно работать, потому что если им дадут 100 тенге, они должны эти 100 тенге потратить копейка в копейку к концу декабря, даже если в этом нет необходимости. Они будут бесполезно тратить только потому, что у них такая юридическая форма и такие правила. Мы считаем, что в современном мире даже государственные клиники должны иметь стимул для эффективной работы, чтобы экономить там, где можно сэкономить, и не тратить попусту.

 

- Как Вы считаете, какое направление стоит развивать клиникам, какие дополнительные платные услуги?

- У нас пока плохо развит сервис. За рубежом роженицам предлагают платную услугу – профессиональный фотосет с малышом на второй  день после рождения. Кроме того, предлагается платный макияж, стрижка, укладка, маникюр.  Кому не нужно, просто отказываются. Но всем этим управляет медицинская организация. В каждой зарубежной клинике есть магазины подарочных сувенирных изделий с ее логотипом и символикой. У нас сервис и клиентоориентированные услуги пока не развиты даже в частных клиниках. А есть же больницы, в которых некоторые пациенты должны находиться месяцами. Например, в Центре материнства и детства пациенты с хронической почечной недостаточностью могут шесть  месяцев и более там находиться. Мамы с детьми там фактически живут, дети там же и обучаются с сентября по май, чтобы не отстать от школьной программы. А сервиса как такового нет – даже платной прачечной, где можно постирать вещи. Примеров много. Если мы будем давать свободу организациям на праве хозяйственного ведения, то они смогут при желании зарабатывать на таких законных и не обязательно медицинских услугах.

 

- Чем государственно-частное партнерство отличается от права хозяйственного ведения?

- Это разные вещи. Государственно-частное партнерство – кто и за что платит. Чтобы больницу построить и организовать ее работу, либо государство, либо частник тратит деньги. Если вкладывает частник, то государство гарантирует, что будет покупать у него услуги в течение определенного времени для своих пациентов. В этом случае частник не боится инвестировать деньги. Получается такой взаимовыгодный тандем частника и государства. Когда мы говорим о ГЧП, речь идет об инвестициях. Такое партнерство может быть разных форм - можно и целую больницу построить, а можно и внутри нее  какую-то услугу отдать на аутсорсинг. Например, Минздрав Турции почти все диагностические услуги, для оказания которых требуется дорогое оборудование, отдал частникам. Получается, что пациенты приходят в госучреждение, но получают диагностические услуги, оплаченные государством, у частной компании. Больница в этом случае выигрывает – и услуги оказаны, и нет необходимости тратиться на дорогое оборудование, его содержание и ремонт в случае поломки. Частник тоже остается в плюсе – он обеспечен постоянным потоком клиентов.

ПХВ - юридическая форма медицинской организации, в рамках которой государственная организация  помимо государственных услуг  может оказывать дополнительные платные.

 

- Касательно выгоды: есть мнение, что некоторые государственные тарифы невыгодны для частных медорганизаций…

- Мы уже разработали тарифы для больниц и скорой помощи. Но тарифов на самом деле очень много. В ближайшие два года хотим пересмотреть самые проблемные девять  областей, в которых услуги оказывает только государство. Это туберкулез, ВИЧ, СПИД, онкология.  Некоторые услуги ушли в конкурентную среду, а есть медуслуги, на которые  пока сохраняется монополия государства. Например, туберкулезный диспансер - никто не лечит туберкулез, кроме государства. Раньше еще был приказ, запрещающий частникам оказывать определенные услуги: психиатрические, лечить наркоманию, туберкулез. Сейчас он пересмотрен, в скором времени у частных организаций станет больше свободы.

 

- Насколько комфортно государственные и частные организации будут чувствовать себя в системе ОСМС?

- На самом на самом деле за год-два ничего в их жизни не изменится. Раньше был  комитет оплаты медицинских услуг, который, собственно, и оплачивал, сейчас вывеска поменялась, появился фонд ОСМС. Теперь медорганизации вместо комитета оплаты будут заключать договор с фондом. Большинство механизмов остаются прежними, как и условия - пройти этап отбора и заключить договор с фондом ОСМС. За пациентов, которые придут в эту клинику  пролечиться по пакету ОСМС или ГОБМБ,  фонд возместит деньги. В реальной жизни мало что изменится, просто сменится на бумаге, кто и как называется.

 

Но уже через года два картина должна поменяться. В течение этого времени мы ожидаем, что из-за повышенной конкуренции какие-то пустующие медорганизации закроются, сработает принцип «деньги ходят за пациентом». А те учреждения, которые хорошо работают и удовлетворяют пациентов на 100%, будут процветать за счет повышенного спроса. В итоге мы ожидаем, что конкуренция должна повысить качество. Такой процесс мы наблюдаем сейчас в России.

 

- Есть прогнозы, сколько клиник закроется?

- Таких прогнозов нет. В Казахстане по сравнению с Европой повышенное количество коек на душу населения. У нас вообще слишком много больниц и слишком много коек  в сравнении с Европой. Весь мир сейчас нацелен на то, чтобы не лежать в больницах, а получать максимальное количество услуг амбулаторно, в дневном стационаре или на дому. Я думаю, что Казахстан не останется в стороне от мировой тенденции  и стационарозамещающие услуги будут развиваться.

 

Кроме того, у нас слишком много коек определенного профиля (туберкулез). Скорее всего, они будут объединяться или снижаться их количество. Еще пять  лет назад международные эксперты говорили об их избытке.  Раньше у нас эта проблема существовала, поэтому такое количество и открыли. В дальнейшем их по возможности нужно оптимизировать или перепрофилировать.

 

Источник: https://www.kursiv.kz 

  • Дата: 25-08-2017
Полная статья »

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в интервью «России 24» заявил, что Россия не отказывается от мысли о создании аналога евро. Он уверен, что страны Евразийского экономического союза могут ввести единую валюту. Однако эксперты «Къ» придерживаются иного мнения.

 

В настоящее время, помимо Казахстана и России, в ЕАЭС входят Армения, Беларусь и Кыргызстан.

 

По словам Максима Орешкина, единая валюта в ЕАЭС может быть введена после 2025 года. Для этого, по его словам, необходима «гармонизация всего регулирования по всем направлениям, в том числе финансовых рынков, банковской системы», результатом чего и может стать создание общей валюты.

Кроме того, сторонники объединения утверждают, что общий рынок стран Евразийского экономического союза превышает 180 млн человек, а суммарный объем ВВП государств ЕАЭС - свыше 2 трлн долларов.

 

Орешкин уверен, что, если не произойдет объединения, в странах ЕАЭС может разразиться кризис, подобный тому, что Европа с евро пережила в начале десятых годов. «Создание единой валюты там без создания рынка товаров и услуг, без системы регулирования привело к серьезным экономическим дисбалансам, которые вызвали всем известный кризис», - подчеркнул Орешкин.

 

Напомним, европейский долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала Грецию и Ирландию, а затем распространившийся практически на всю зону евро был вызван, по мнению большинства аналитиков, в первую очередь, кризисом рынка государственных облигаций Греции. Правительство страны оказалось неспособно рефинансировать государственные долги без помощи посредников. Позже ряд зарубежных экспертов выразили мнение, что введение единой валюты в странах ЕС без единого налогового кодекса и привело к падению ряда финансовых систем Союза, что позже отразилось на рынках товаров и услуг ЕС.

 

В странах ЕАЭС действуют различные Налоговые кодексы и применяются различные ставки налогов, поэтому дефицит в бюджетах этих государств разный, различные показатели инфляции. Но это лишь один из аргументов, которые выдвигают противники единой валюты.

 

«Единая валюта для ЕАЭС нецелесообразна. Страны, входящие в ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия – имеют слишком большие различия по уровню развития, по специализации экономики, по административному устройству – заявил в интервью корреспонденту газеты «Къ» ведущий аналитик ГК ТелеТрейд Марк Гойхман. - Создание единой валюты требовало бы большей унификации в законодательстве, в финансовых системах, что не представляется возможным. Опыт еврозоны с единой валютой показывает огромные внутренние сложности даже при более схожих внутренних условиях между странами. Для ЕАЭС же введение единой валюты привело бы к дополнительной инфляции, необоснованному перетоку средств между странами, что, в целом, ослабило бы ряд экономик».

 

Марка Гойхмана поддерживает и главный аналитик ТОО «Казахстанский Финансовый Центр» Алиби Нурбаев. По мнению эксперта, напряженные политические отношения Москвы с Западом и санкции, введенные по отношению к России, в случае создания единой валюты губительно отразятся на экономики Казахстана, которая все еще оправляется от банковского и строительного кризиса 2007-2008 годов.

 

По данным Национального Банка на 1 июля 2017 года, кредиты, по которым имеется просроченная задолженность более 90 дней, составили 1 663,0 млрд тенге или 10,7% от ссудного портфеля. Провизии по ссудному портфелю сформированы в размере 1 734,4 млрд тенге или 11,2% от ссудного портфеля (на начало 2017 года – 1 642,9 млрд. тенге или 10,6%).

 

«При создании единой европейской валюты потребовалось около 25 лет на стабилизацию валютных курсов, не известно сколько потребуется ЕАЭС. Что рубль, что тенге - крайне нестабильны, поскольку сильно подвержены влиянию внешних факторов. Введение единой валюты в пространстве ЕАЭС возможно, но только в далеком будущем», - подчеркнул Алиби Нурбаев.

 

Кроме того, по его мнению, «утрата собственной валюты, это потеря части суверенитета». В настоящее время Россия нуждается в сильных политических и экономический союзниках. Создание единой валюты, конечно же, будет способствовать укреплению политических позиций Москвы на международной арене, но, в целом, это не будет выгодно Астане ни в политическом, ни в экономическом плане.

 

Источник: https://www.kursiv.kz 

  • Дата: 25-08-2017
Полная статья »