+7 (727) 329-15-79 +7 (707) 750 07 59 info@icak.kz Мы в социальных сетях:
г. Алматы, пр. Сейфуллина 531, оф. 314
Профессиональная организация бухгалтеров
«Институт Сертифицированных Бухгалтеров Казахстана»

Публикации

Астана, 22 августа – МНЭ РК. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов в ходе заседания правительства, которое состоялось во вторник, представил проект Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан».

 

Министр напомнил, что на протяжении последних трех лет на площадке Евразийской экономической комиссии велась большая работа по формированию нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который в настоящее время проходит процедуру ратификации. По его словам, встал вопрос о приведении в соответствие с новыми таможенными правилами действующее национальное таможенное законодательство.

 

«Главным отличием нового Таможенного кодекса от действующего таможенного законодательства является принципиально новый подход к таможенному регулированию. Основным принципом нового таможенного регулирования является  автоматизация бизнес – процессов на таможне», - сказал Сулейменов.

 

Он отметил, что декларирование будет осуществляться в электронном виде. «При этом нет необходимости прикладывать какие-либо подтверждающие документы. Все необходимые сведения указываются в самой декларации. Декларирование на бумаге останется лишь в отдельных случаях, например, при технических сбоях», - сообщил министр. 

 

Помимо акцента на информационные технологии, в Кодексе для участников внешнеэкономической деятельности появился ряд возможностей, позволяющих им оптимизировать свои расходы. Так, к примеру, теперь все участники ВЭД смогут получить отсрочку по таможенным пошлинам и налогам.

 

Если по каким – либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться с бюджетом по таможенным пошлинам и налогам, то государство дает ему право воспользоваться отсрочкой на месяц с уплатой процентов. «В отдельных случаях предоставляется рассрочка до шести месяцев без уплаты процентов. Это, к примеру, при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы», - рассказал Сулейменов.

 

По его словам, для инвесторов расширили возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации. В рамках реализации инвестиционных проектов инвесторы смогут забирать к себе товары на основании заявления с последующей подачей декларации не позднее 10 числа следующего месяца. Также данная норма распространяется теперь и на таможенные процедуры свободного склада, свободной таможенной зоны, переработок», - проинформировал министр.

 

Кроме этого, расширены специальные упрощения для экономических операторов. В частности введена трехуровневая система присвоения такого статуса и модернизация критериев (условий) его присвоения, расширены списки специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории ЕАЭС.

 

Для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, предусмотрены основания для приостановления деятельности, которые ранее являлись основаниями для исключения из соответствующего реестра. К примеру, если за несвоевременно представленную отчетность лица исключались из реестра, то теперь их деятельность будет приостанавливаться до устранения нарушения.

 

По словам Сулейменова, одновременно с новым Кодексом был разработан и сопутствующий к нему законопроект, который предусматривает изменения в ряд Кодексов и законов. «Реализация предусмотренных проектом Кодекса задач повлекло за собой изменение более половины действующих норм Таможенного кодекса. В этой связи потребовалось внесение изменений в ряд законодательных актов. Большая часть поправок по сопутствующему законопроекту касается технических моментов по замене слов «Таможенного союза» на «Евразийского экономического союза», - рассказал министр.

Кроме того, вносятся изменения в Экологический кодекс РК в части выдачи государственной экологической экспертизы при помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения. В Бюджетный кодекс вносятся поправки в части урегулирования норм по авансовым платежам. Также вносятся поправки в некоторые законы в части передачи функции транспортного контроля и другие.

 

«Можно констатировать, что новый Таможенный кодекс позволит Казахстану использовать транзитный и экспортный потенциал, облегчит ведение внешнеэкономической деятельности», - заключил Сулейменов.

 

Источник: http://economy.gov.kz 

  • Дата: 24-08-2017
Полная статья »

Вопросы корпоративно подоходного налога обсудили в «Атамекене».

 

21 августа на площадке «Атамекена» состоялся круглый стол на тему «Корпоративный подоходный налог». В мероприятии приняли участие Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов и представители Комитета государственных доходов МФ РК.   

 

«В корпоративном подоходном налоге не стали делать революцию. В основном это направлено на улучшение действующих норм. В большой степени они направлены на те моменты налогоплательщиков, где были споры и недопонимания», - отметил Рустам Журсунов.

 

«В корпоративном подоходном налоге не стали делать революцию. В основном это направлено на улучшение действующих норм. В большой степени они направлены на те моменты налогоплательщиков, где были споры и недопонимания», - отметил Рустам Журсунов.

 

«Индивидуальный подоходный налог планируется приблизить к структуре корпоративного подоходного налога (КПН). Более-менее значительные изменения предусмотрены в вычете по сомнительным требованиям. Проектом предусмотрено право отнесения на вычет сомнительные требования для лиц, которые реализовали товар или оказали услуги, уступили или приобрели право сомнительного требования. Также предусмотрено освобождение от уплаты КПН у источника выплаты дивидендов и прироста стоимости недропользователя. В части налогообложения финансового сектора сохранены действующие положения», - сообщила эксперт Комитета государственных доходов МФ РК Сандугаш Касимова.


«В скором времени планируется презентация проекта Налогового кодекса на уровне Правительства РК. Утвержденные графики есть. В сентябре планируется рассмотрение в Мажилисе. Вступление в действие Налогового кодекса предусмотрено с 1 января 2018 года. Мы считаем, что это не совсем правильно. Это новый документ и предприниматели не успеют изучить его, подготовиться. Мы поднимаем вопрос, чтобы Парламенту дали больше времени для рассмотрения и широкого обсуждения с бизнесом в регионах. Чтобы работа по изучению изменений продолжалась до 1 июля 2018 года и вступила в силу только с 1 января 2019 года. По крайней мере это будет правильно и честно для бизнеса. Решение еще не принято. Пока сложно комментировать», - сообщил Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен».

 

Источник: http://atameken.kz 

  • Дата: 23-08-2017
Полная статья »

Наиболее важные моменты упрощения таможенного администрирования, заложенные в проекте нового Таможенного кодекса, перечислил министр финансов РК Бахыт Султанов в ходе заседания правительства во вторник, 22 августа

 

Во-первых, с учетом норм наднационального таможенного кодекса закреплен приоритет электронного взаимодействия таможни и бизнеса. Процесс таможенного декларирования и выпуска товаров будет автоматизирован. Теперь в случае отсутствия рисков информационная система будет принимать решения по таможенным декларациям в считанные минуты, - сказалБахыт Султанов. Его цитирует Казинформ.

 

При этом, как отметил министр, максимальный срок рассмотрения декларации  сокращен с 1 рабочего дня до 4 часов. Такое новшество существенно снижает издержки бизнеса и ускоряет перемещение товаров через пункты пропуска.

 

Во-вторых, по примеру ряда стран с лучшим мировым опытом, внедрена возможность заполнения транзитных деклараций и пассажирских таможенных деклараций сотрудниками таможни. Это является альтернативой услугам брокерских компаний.

 

В-третьих, в целях обеспечения принципа «партнерство государства и бизнеса» нами пересмотрены упрощения для уполномоченных экономических операторов», - подчеркнул министр. Теперь они обладают дополнительными упрощениями при транзите с признанием их статуса на всей территории Евразийского экономического союза.

 

В-четвертых, в целях возможности применения передовых информационных технологий и решений заложена новая норма - электронное таможенное сопровождение. Она позволит заменить применяемое на сегодняшний день физическое сопровождение товаров.

 

В-пятых, доработана платежная часть таможенного администрирования, по итогам которой установлена возможность внесения таможенных платежей авансом в счет предстоящих обязательств, а также их использование в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, резюмировал Бахыт Султанов.

 

Отметим, на заседании правительства представлен проект Кодекса «О таможенном регулировании в РК».

 

Источник: https://forbes.kz

  • Дата: 23-08-2017
Полная статья »

 

Источник: https://kapital.kz 

 

20 августа 2015 года Казахстан перешел на политику свободно плавающего курса.На следующий день доллар укрепился на 35%. Но впереди была еще большая девальвация национальной валюты. Особо нелегко тенге пришлось в конце 2015 — начале 2016 года. Пик падения пришелся на 22 января 2016 года, когда курс составил почти 384 тенге за доллар, упав почти на 105%, или более чем в два раза. За два года курс тенге к американской валюте обвалился почти на 77%. С начала этого года наметилась стабильная тенденция к укреплению нацвалюты. В апреле-мае этого года курс составлял 310−312 тенге за американскую валюту, достигнув уровня декабря 2015 года.

 

Курс тенге за два года — от девальвации к ревальвации

Как и ожидали казахстанские власти, бесконечной девальвация тенге не может быть, и в какой-то момент национальная валюта должна нащупать дно. В итоге после стабилизации цен на нефть и российского рубля, к середине апреля, с начала года тенге укрепился более чем на 8%, однако это укрепление вызвало опасения у экспертов. По словам Марата Каирленова, директора консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, основная опасность при ревальвации тенге заключается в том, что снижается конкурентоспособность казахстанского экспорта. Это как раз противоречит тем заявлениям, которые были сделаны Нацбанком и правительством в августе 2015 года, когда обосновывался переход на свободно плавающий курс.

 

Чрезмерно крепкий тенге, по его мнению, может привести к обрушению «карточного домика», который может привести к еще большей девальвации национальной валюты. Тогда же, отметил он, в Казахстане для спекулятивного капитала созданы все условия: стабильная цена на нефть, высокая базовая ставка 11% (сейчас — 10,5%. —  Авт.), относительно стабильный курс тенге. Однако приток иностранного капитала и ревальвация имеют и свою опасность, ведь как только инвесторы почувствуют, что цена на нефть может упасть (и соответственно курс тенге), начнется отток, бегство этих инвесторов. Это неминуемо приведет к обвалу тенге. Это так называемая модель «самореализующихся пророчеств» (предсказание, которое влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. — Авт.). В этой связи Нацбанку необходимо решать эту проблему и вмешиваться в ситуацию, а не наблюдать со стороны, отстранившись от влияния на валютный рынок", — считает экономист. Экономист Магбат Спанов согласен с тем, что ревальвация снижает конкурентоспособность казахстанского экспорта.

 

Первая информационная атака на тенге

Но период укрепления тенге сменился резким его ослаблением, после того как некоторые эксперты заявили о возможной девальвации тенге до 420−250 тенге за доллар. За несколько дней курс вырос до 327 тенге в обменных пунктах. Это стало первой информационной атакой на курс национальной валюты. По крайней мере именно информационными спекуляциями назвали регулятор и некоторые эксперты это укрепление доллара. Нацбанк разослал релиз, в котором пояснил, что, помимо цен на нефть, на формирование курса оказывает влияние совокупность фундаментальных факторов: курс валют стран — основных торговых партнеров, состояние платежного баланса, уровень инфляции, базовая ставка НБРК, мировые процентные ставки и др. Определенные спекулятивные комментарии в СМИ подогревают ажиотажный спрос на доллары США.

 

Со своей стороны аналитики Halyk Finance назвали заявления о том, что к концу года курс доллара может составить 420−450 тенге, безответственными. Член правления Halyk Finance Мурат Темирханов считает подобные заявления, озвучиваемые для общественности, безответственными и, возможно, намеренными, чтобы искусственно дестабилизировать курс тенге.

 

«На сегодня национальная валюта находится в свободном плавании, и ее курс достаточно волатилен. Отсутствуют какие-либо признаки фиксации курса тенге к доллару как со стороны Национального банка Казахстана, так и со стороны правительства. Сейчас государство не тратит валюту или другие средства на поддержание курса так, как это было до того, как тенге был реально отпущен в свободное плавание. Фундаментально на изменение курса влияют два основных фактора — цена на нефть и курс рубля к доллару. Это очевидно, поскольку платежный баланс страны находится в большой зависимости от экспорта нефти», — прокомментировал тогда аналитик.

 

В середине августа в ходе встречи с главой государства председатель Нацбанка Данияр Акишев доложил, что ситуация на валютном рынке в целом стабильна. «Обменный курс после колебаний в начале августа, которые проходили под воздействием отдельных факторов как внутреннего, так и внешнего характера, сейчас стабилизировался. Никаких оснований для беспокойства нет», — сказал Данияр Акишев.

 

Ставки в инвалюте все ниже

Но есть другое беспокойство для Нацбанка — это долларизация экономики и сознания. Так, в ноябре прошлого года Данияр Акишев признал, что доверие к тенге — это перманентный вопрос, который исторически, с 90-х годов, постоянно поднимается. Он напомнил о девальвациях 1999, 2009, 2014 годов, тогда национальная валюта также реагировала на эти процессы. По его словам, каждый раз руководство Национального банка предпринимало какой-то комплекс мер, для того чтобы укрепить и поддержать доверие к тенге.

 

«Раз мы используем свою национальную валюту, мы должны жить и мыслить через призму своей национальной валюты», — отметил Данияр Акишев и дважды снизил ставки по валютным вкладам за последние два года. Первое снижение ставок, с 3% до 2%, произошло в феврале 2016 года, а в начале этого лета — еще на полпроцента. Не все аналитики поняли такой шаг регулятора. По мнению директора департамента аналитики «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлана Ашинова, уже сейчас возникает риск оттока иностранного капитала, потому что инвесторы могут найти более выгодные инструменты, например, зарубежные облигации с качеством эмитента выше, чем казахстанские банки. Доходность по ним может составлять 3−4%. Особенно это может затронуть физических лиц, у которых сумма депозита превышает гарантированную (в размере 5 млн тенге в долларовом эквиваленте)", — пояснил тогда эксперт.

 

Таким образом, сегодня на рынке годовые ставки по вкладам в долларах составляют всего 1%, а в евро и вовсе в 0,1%.

 

Альтернатива доллару — золото

Еще одним инструментом для борьбы с «долларизацией сознания» стал запуск программы продажи золотых слитков через банки. В дальнейшем рассматривается возможность продажи слитков через обменные пункты.

 

Как рассказал в интервью нашему изданию заместитель председателя правления Народного банка Ертай Салимов, покупка драгоценных металлов равноценна покупке иностранной валюты. Приобретая золото в банках, клиент получает подтверждающий документ о покупке золота, который необходимо предоставить при выезде за границу. Если сумма превышает $10 000, то его необходимо задекларировать в соответствии с валютным и таможенным законодательством.

 

Регулятор ожидает, что «золотая» программа должна расширить ассортимент инструментов для сбережения и инвестирования. Вполне возможно, что слитки могут стать альтернативой иностранной валюте, с которой так регулярно продолжает бороться Нацбанк. Но для этого нужно, вероятно, активнее развивать рынок драгоценных металлов в стране.

 

Новый-старый курс

За эти два года в стране сформировались два лагеря: с одной стороны — сторонники свободно плавающего курса, а с другой — его противники. Критика в адрес перехода свободно плавающего курса все чаще звучит от экономиста Рахима Ошакбаева, который считает эту политику, возможно, самой серьезной ошибкой. Еще весной он высказывал мнение, что Казахстан даже в большей степени, чем Россия, зависит от большого количества экспортных товаров, и соответственно даже по официальному признанию на курс тенге влияет цена на нефть и другие ресурсы. «Эти индикаторы очень волатильны. В итоге мы имеем очень большую волатильность тенге. То есть если на минимуме доллар к тенге был 310, то после серьезного ослабления на максимуме он достиг 380, что будет завтра — никто не знает», — уверен Рахим Ошакбаев.

 

Председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова считает свободно плавающий курс тенге единственно возможным вариантом в настоящее время. «Нельзя отказываться от плавающего курса, потому что мы перешли очень болезненный этап, совершили переход на плавающий курс, была принята новая денежно-кредитная политика со стороны Нацбанка. Все профессиональные участники рынка адаптировались, и на сегодня держать курс фиксированным, особенно при большой волатильности цены на нефть, обойдется очень дорого для государства. Нужно понимать, что государство теряло свои золотовалютные резервы, поддерживая курс, и это достаточно большие активы. Если государство окажется без золотовалютных резервов, то это большая проблема. Всегда нужен баланс, всегда нужно смотреть, как складывается глобальная ситуация», — пояснила не так давно глава Халыка.

 

Изменение валютного законодательства

В борьбе с нестабильностью на валютном рынке регулятор внес концептуальные изменения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Законопроектом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима и действующих информационных инструментов валютного регулирования, поэтому его принятие не повлечет отрицательных социально-экономических последствий. Прописана в поправках и борьба с выводом капитала, а в отдельную главу вынесено определение специального валютного режима.

 

Отдых подорожал

В марте и министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов призвал казахстанцев думать в тенге, а не в долларах. Он не считает, что после девальвации тенге граждане Казахстана стали беднее. «Про девальвацию не хочется говорить, о ней много говорилось. То, что мы в два раза стали беднее (после девальвации тенге. — Ред.), очевидно, что это не так… Мне тоже хочется ездить за рубеж по курсу 150, а не по 320 тенге за доллар и так далее и тому подобное. Но мы беднее не стали», — сказал весной Тимур Сулейменов.

 

Беднее казахстанцы не стали, но отдых почему-то для них вырос. Как подсчитали аналитики ranking.kz, на фоне девальвации стоимость отдыха для казахстанцев в 2016 году выросла на 27%. Наиболее значительно выросли цены на отдых за рубежом — в 2016 году стоимость отпуска за границей в среднем обходилась по 144,9 тыс. тенге на человека. Это на 46% выше уровня 2015 года. Уровень расходов на отдых внутри страны также увеличился, но не столь радикально. В 2016 году среднестатистический казахстанец тратил на отпуск, не выезжая за пределы страны, по 31,5 тыс. тенге, или на 14% больше, чем в 2015 году. И если для любителей внутреннего туризма больше всего подорожало питание, то для заграничных поездок в первую очередь подорожали перевозки. Для выезжающих на отдых за рубеж в 2016 году резко выросла цена международных перевозок — более чем в 2 раза (или на 25,6 тыс. тенге), с 23,4 тыс. тенге на человека до 49,1 тыс. тенге.

 

Авиаперевозчики объяснили повышение стоимости билетов тем, что большинство затрат производится в долларах или эквиваленте. «Это касается покупки или лизинга самолетов, запасных частей, авиационного топлива, страхования, технического обслуживания и многих других затрат. Прошлогодняя девальвация национальной валюты повлекла за собой удорожание в тенге всех основных расходов. Тарифы на перелеты по Казахстану оплачиваются в национальной валюте, в связи с чем повышение предельных тенговых тарифов было неизбежным», — отмечается в пресс-релизе компании. В пресс-службе авиаперевозчика также отметили, что, несмотря на прошедшую девальвацию, «Эйр Астана» сохранила без повышения все другие виды тарифов на внутренние рейсы, «на которые приходится основная доля продаж, в том числе тарифы предварительной продажи, минимальные тарифы для пенсионеров и молодежи».

 

Подорожали продукты, причем быстрее всего местные

Аналитики из Finprom.kz подсчитали, что в 2016 году уровень увеличения цен производителей существенно превысил темпы в 2015 году, когда произошла одномоментная девальвация. В январе-декабре 2016 года цены пищевиков увеличились на 17% по сравнению с уровнем 2015 года, учитывая эффект инфляции. Причем продукты питания от местных производителей подорожали сильнее, чем импортная продукция. В январе-ноябре 2016 года цены на готовые продукты питания, произведенные за пределами РК, увеличились на 8,5%.

 

Бедность

Величина прожиточного минимума в Казахстане в этом году составила 24 459 тенге, или 73 доллара. Два года назад в долларовом эквиваленте она составляла 113 долларов. В 2015 году эта цифра составляла 67 долларов.

 

Минимальный размер пенсий в долларовом эквиваленте за 2016 год вырос со 23 692 тенге до 25 824 тенге, а в долларовом эквиваленте упала со 107 долларов до 75,5. С 1 июля 2017 года размер минимальной пенсии в Казахстане составил 40 950 тенге, или 127 долларов, в долларовом эквиваленте это близко к значению 2013 года.

 

И напоследок, не так давно представители Всемирного банка подсчитали, что уровень бедного населения в Казахстане составляет 19%. Причем девальвация затронула довольно сильно нижний уровень среднего слоя населения.

 

Таким образом, население и компании привыкают жить в условиях дорогого доллара и евро. Эксперты обсуждают возможность возвращения к фиксированному курсу, а спекулянты довольно успешно подбрасывают дров спекулятивными заявлениями. В таком русле регулятору и экономическим властям приходится лавировать, а населению отслеживать новости о ценах на нефть и курсовой разнице российского рубля и американского доллара, как и противостоянии Кремля и Вашингтона.

 

 

  • Дата: 22-08-2017
Полная статья »

Практические советы по снижению налоговой нагрузки дает юрист по налогам, специалист по налоговой оптимизации Габитжан Кудайберген

Продолжим говорить о законных способах налоговой оптимизации. Эффективность тех или иных налоговых схем определяется размерами снижения налоговой нагрузки. То есть нужно сравнить, сколько компания платила до налоговой оптимизации и сколько платит после нее.

В процентном выражении налоговая нагрузка исчисляется по следующей формуле:

 

Если читатель интересовался этим вопросом, то наверняка знаком с тем, что существуют различные мнения о том, какие налоги следует учитывать в расчете. Вопросы в основном касаются налогов и платежей, облагаемых источник выплаты.

Мы предлагаем в этот расчет включать абсолютно все налоги и платежи, которые уплачивает компания в ходе своей деятельности, в том числе налоги, удерживаемые ею у источника выплаты.

 

Во-первых, так считает сама налоговая служба при расчете коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщиков.

 

Во-вторых, признание лиц, получающих доходы, «формальными» плательщиками налогов отчасти является юридической фикцией. Налоговые агенты оценивают удерживаемые ими налоги как свои дополнительные расходы. Напомним, что налоговые правоотношения являются вторичными по отношению к договорным. Поэтому, заключая ту или иную сделку, налоговый агент учитывает налоговые обязательства по ней.

 

В-третьих, облагаемые у источника выплаты налоги и платежи также могут быть оптимизированы. Соответственно, с практической точки зрения разумно включать их в расчет.

 

Как уже отмечалось, основная задача налоговой оптимизации заключается в снижении налоговой нагрузки. Для этих целей мы используем законные приемы и способы. Приведем некоторые из них.

 

Применение налоговых льгот

К примеру, в Казахстане освобождаются от корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС) организации, осуществляющие деятельность в сфере медицины, образования, науки. Кроме того, не платят КПН и НДС организации, в которых численность людей с ограниченными возможностями или расходы по оплате их труда превышают 51%.

Следовательно, если деятельность компании относится к указанным видам, либо если род занятий позволяет ей использовать труд людей с ограниченными возможностями,она может рассчитывать на налоговые льготы.

 

Замена договора одного вида на другой

Классическим примером может служить замена договора финансового лизинга (финансовой аренды) на договор операционной аренды. Обладающий определенными признаками финансовый лизинг в налоговых целях признается приобретением основных средств. В следствие этого все расходы по сделке включаются в его балансовую стоимость, а вычеты производятся через амортизационные отчисления в пределах установленных норм.

Мы предлагаем заменить договор финансового лизинга (финансовой аренды) на договор операционной аренды с тем, чтобы увеличить вычеты на содержание того же объекта через рыночные арендные платежи.

 

Адаптация договоров к условиям налоговых конвенций

К настоящему времени Казахстан заключил конвенции об избежании двойного налогообложения с более чем 50 странами мира и установил зеркальные освобождения от налогообложения для резидентов этих стран.

Вместе с тем, не все доходы освобождаются от налогообложения полностью. К таким видам доходов как дивиденды, роялти и проценты применяются лишь сниженные ставки.

К примеру, роялти среди прочего представляет собой платеж за право пользования объектами интеллектуальной собственности, оборудованием, например, по лицензионному договору. В рамках оптимизации налогообложения нерезидентов рекомендуется заменить лицензионный договор на договор оказания услуг с тем, чтобы применить налоговую конвенцию.

 

Замена офшорного контрагента на неофшорного

Казахстанское налоговое законодательство относится к офшорным юрисдикциям крайне критично и применяет максимальную ставку налога ко всем видам доходов офшорных компаний. Мы рекомендуем не заключать сделки с оффшорными компаниями

 

Приведем пример. Между Казахстаном и Объединенными Арабскими Эмиратами заключена налоговая конвенция. Следовательно, по общему правилу, доходы арабской компании, полученные от деятельности в Казахстане, подлежат освобождению от налогообложения в Казахстане.

Однако на территории эмиратов есть так называемые офшорные зоны. Зарегистрированным там компаниям не выдаются сертификаты резидентства, в следствие чего они не могут рассчитывать на льготы конвенций. Поэтому в рассматриваемой ситуации если у арабских партнеров есть компания, зарегистрированная в рамках общей юрисдикции ОАЭ, то лучше заключить сделку с ней.

 

Замена нерезидента, работающего через филиал или представительство, на нерезидента, который не имеет филиала или представительства в Казахстане

Если казахстанская компания оказывает услуги, в том числе консультационные, аудиторские, инжиниринговые и т.д., нерезиденту, который имеет филиал или представительство в Казахстане, то территория Казахстана будет признаваться местом реализации таких услуг, соответственно, данные обороты будут облагаться казахстанским НДС.

Вместе с тем, если нерезидент не имеет казахстанских филиала или представительства, то обязательства по уплате казахстанского НДС не возникнут.

Следовательно, если есть возможность заключить договор с иностранной компанией, не имеющей филиала или представительства в РК, лучше сделать так.

 

Передача имущества в качестве вклада в уставный капитал

Зачастую между дружественными компаниями происходит безвозмездная передача имущества. Безвозмездно полученное имущество для принимающей стороны признается доходом, влекущим обязательство по уплате КПН. Кроме того, такая операция влечет обязательство по уплате НДС.

В целях исключения обязанности по уплате КПН и НДС рекомендуется передавать это имущество в качестве вклада в уставный капитал. В налоговом законодательстве прямо предусмотрено, что получение имущества в качестве вклада в уставный капитал доходом не рассматривается, следовательно, не влечет обязательства по КПН. Одновременно данная операция не признается оборотом по НДС.

 

Габитжан Кудайберген
юрист по налогам, специалист по налоговой оптимизации

 

Источник: https://forbes.kz

 

  • Дата: 21-08-2017
Полная статья »

Американский политик Бенджамин Франклин как-то написал: «Неизбежны только две вещи - смерть и налоги»

 

С этой фразой можно поспорить. Безусловно, рано или поздно смерть достигает каждого. Спорность утверждения кроется во второй части, то есть в том, что налоги не так уж и неизбежны. Ведь налогов можно избежать вполне законными способами, или, иначе говоря, с помощью налоговой оптимизации.

Что такое налоговая оптимизация? Это целенаправленные законные действия налогоплательщика, направленные на снижение налоговой нагрузки, то есть на уменьшение размера налоговых обязательств, включающие в себя использование предусмотренных и не противоречащих законодательству приемов и способов.

 

Если мы говорим о налоговой оптимизации, то уместно затронуть понятие налоговых схем. Налоговые схемы - это конкретные приемы и способы по снижению налоговой нагрузки в конкретной ситуации.

 

Различают черные и белые налоговые схемы.

 

Черные налоговые схемы - это налоговые схемы, которые прямо противоречат законодательству. Применение черных налоговых схем запрещается и влечет юридическую ответственность.

 

Белые же налоговые схемы не запрещены законодательством, а иногда даже прямо им предусмотрены. Налоговые специалисты, обладающие специфическим знаниями, всегда могут доказать законность белых налоговых схем. Существует даже индикатор - если невозможно подтвердить законность той или иной налоговой схемы, то она является черной, и ее нельзя использовать.

 

Я же буду говорить о белых налоговых схемах, которые можно использовать в соответствии с казахстанским законодательством. Итак, начнем.

Рациональный выбор налогового режима

В рамках налогового планирования мы определяем, какие налоги и сколько будет платить предприятие. В зависимости от вида деятельности, соотношения доходов и расходов в рамках налогового планирования мы можем выбрать подходящий налоговый режим.

Существуют общеустановленный и специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса. К деятельности с низкой маржинальностью, то есть, когда доходы незначительно превышают расходы компании, целесообразно применять общеустановленный налоговый режим. В свою очередь, к высокомаржинальным видам деятельности разумно применять специальные налоговые режимы.

В сети довольно много информации о порядке применения того или иного налогового режима, в связи с чем в этой статье мы не будем останавливаться на этом.

Применение льгот специальных экономических зон

В случае, если деятельность предполагает развитие приоритетных для страны направлений деятельности, предпринимателю можно обратить внимание на специальные экономические зоны. В Казахстане создано около десяти специальных экономических зон для различных видов деятельности, которые предусматривают полное освобождение от ряда налогов.

Рациональный выбор организационно-правовой формы

Иностранные компании, планирующие осуществлять предпринимательскую деятельность в Казахстане, часто задаются вопросом о том, что лучше зарегистрировать в Казахстане - филиал или дочернюю компанию. Если говорить о налогах, то разумней выбрать дочернюю компанию (ТОО, АО), так как налоговая нагрузка филиала выше, чем у "дочерки", и предполагает уплату дополнительного налога на чистый доход предприятия.

Оптимизация налоговой учетной политики

Этот способ предполагает установление на предприятии методики отражения доходов и расходов, по которым законодатель предоставил право выбора. Например, в налоговой учетной политике можно отразить нормы амортизации вновь вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений, порядок распределения общих расходов по видам деятельности, требующих ведения раздельного налогового учета, частоту переоценки основных средств в целях приведения их балансовой рыночной стоимости к рыночной, с тем, чтобы увеличить амортизационные отчисления, относимые на вычеты.

Перевод некоторых бизнес-процессов в аутсорсинг

Аутсорсинг представляет собой передачу предприятием некоторых производственных функций на выполнение другой организации.

В аутсорсинг могут быть выданы:

- управление предприятием,

- производственные процессы,

- административный и технический персонал,

- основные средства (объекты недвижимости, транспорт, техника).

 

Смысл такой оптимизации заключается в передаче бизнес-процессов в аутсорсинг дочерней или сестринской компании, применяющим льготный налоговый режим, с тем, чтобы отражать расходы по таким бизнес-процессам по их рыночной стоимости. Ведь очевидно, что рыночная стоимость приобретаемых услуг существенно выше их себестоимости.

Замены договора поставки договором поручения

В случаях, когда компания занимается оптовой реализацией товаров, приобретенных у поставщиков, схема уплаты выглядит следующим образом. Компания сперва уплачивает налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным товарам, относя их в зачет, далее она сама начисляет НДС своим покупателям.

 

Этого можно избежать, если заменить договор купли-продажи, заключаемый с поставщиком, на договор комиссии. В соответствии с договором комиссии компания будет реализовывать товар своим покупателям от имени и за счет поставщика и получать от поставщика вознаграждение. Указанное вознаграждение будет равно его марже, которую компания получает при обычной схеме реализации товаров. В соответствии с данной схемой обороты по реализации товаров будут признаваться оборотами поставщика, а обороты компании ограничатся лишь вознаграждением, в следствие чего будут снижены обязательства по НДС.

Замена договора поставки договором комиссии

Аналогичным образом можно заменить договор купли-продажи с поставщиком на договор комиссии. Отличием в данном случае лишь будет то, что компания будет заключать договоры с покупателями за счет поставщика, но от своего имени.

Разделение финансового потока

Такая схема применима в отношении тех компаний, которые реализуют товары, работы и услуги покупателям, которые могут быть как плательщиками, так и неплательщиками НДС. Первые обычно заинтересованы в том, чтобы товары, работы и услуги реализовывались с НДС, в свою очередь, для вторых данный аспект не критичен.

Следовательно, реализацию товаров, работ и услуг таким покупателям можно производить соответственно через компанию, которая является плательщиком НДС, и компанию, которая таковой не является. И оптимизация в таком случае будет достигаться за счет законного неприменения НДС к оборотам компании, которая не является плательщиком НДС.

 

Существует масса других законных налоговых схем. Вместе с тем, важно оговориться: налоговые органы при определении предприятий, подлежащих проверке, используют систему управления рисками. Она предполагает балльную оценку по различным критериям. При суммарном расчете заданного порога может быть назначена выборочная налоговая проверка.

 

Критерии оценки степени рисков являются конфиденциальной информацией. Однако мы допускаем, что в случае, если налоговая нагрузка конкретного предприятия ниже средней налоговой нагрузки в отрасли, вероятность назначения налоговых проверок увеличивается. Поэтому, оптимизируя налоговые обязательства, надо быть готовым к выборочным налоговым проверкам.

 

В целях снижения риска начисления дополнительных налоговых обязательств настоятельно рекомендуется вести четкий и корректный учет документации.

 

Габитжан Кудайберген
юрист по налогам, специалист по налоговой оптимизации

 

Источник: https://forbes.kz

  • Дата: 21-08-2017
Полная статья »

Первый вице-министр национальной экономики РК Руслан Даленов в ходе конференции, посвященной проекту Налогового кодекса сообщил, что в определенных отраслях наблюдается снижение нагрузки соцналога, но в целом генеральная ставка налога остается такой же, передает корреспондент BNews.kz.

«В крестьянских хозяйствах, в патенте снижается нагрузка по социальному налогу. Там социальный налог платится совокупным платежом, мы эту процентную ставку снижаем», - заявил он.

По его словам, определенное снижение есть, генеральная ставка соцналога не меняется. 

Между тем, как отметил спикер, налог на недвижимость, транспортный налог не меняется, сохраняется полная преемственность, прогрессивного налога нет.

«Включение налога на транспорт в акциз и другие предложения не поддержаны», - добавил он.

Что касается налоговых льгот, то система уже усовершенствована.

«В свободных экономических зонах есть понятие, что 90% выручки должна относиться к стимулируемому виду деятельности, по факту бывает 89%, и тогда предприятие лишается льгот. Предложено брать раздельный учет. В ту часть выручки, которая приходится на специальный вид деятельности, она льготируется, та часть, которая не пригодится, не льготируется. Также отменяется ряд льгот по НДС на лотереи, игорный бизнес и так далее. Они согласованы с бизнес-сообществом», - проинформировал он.

Наряду с этим, финансовый сектор получает дополнительные вычеты, также, как и реальный сектор по инвестициям.

«Есть стимулы для развития IT-отрасли, малого бизнеса. Например, в патенте ставка сегодня от выручки составляет 2%, мы прописываем торговую точку, которая применяет POS-терминалы. Та выручка, которая проведена через платежные карточки, будет облагаться по ставке 1%, то награждению будет в два раза меньше», - резюмировал первый вице-министр.

 

Источник: http://bnews.kz

  • Дата: 19-08-2017
Полная статья »

Налоговая политика нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе

 

В мировой практике есть страны, которые значительно повысили собираемость НДС за 1-5 лет.

 

Канада благодаря реформе 2009 года повысила собираемость НДС за один год на 42%, и за 5 лет – на 54% за счет:  перехода с двух НДС, федерального и провинциального на  единый,  для 2-х крупных провинций; развертывания системы электронного администрирования.

 

Испания благодаря реформе 2009 года на 40%, и за 5 лет – на 60% за счет: повышения эффективности администрирования, усиления системы электронного мониторинга совместно с таможней; применения схемы обратного зачета для некоторых категорий товаров.

 

Аргентина в рамках реформы 1990 года на 47%, и за 2 года – на 150% за счет: значительного увеличения налогооблагаемой базы с 52,2% ВВП в 1989 до 80% в 1992 через оптимизацию льгот; значительного усиления налогового администрирования.

 

В Азербайджане после введения НДС-счетов поступление НДС увеличилось на 75 %,  от предприятий не нефтяного сектора - в 2,3 раза.

 

Для предотвращения нарушений в части неправомерного возврата НДС в Чили введено обязательное использование электронных счетов-фактур. Предотвращен неправомерный возврат в размере до 600 млн долл. США (~3% выручки от НДС).

 

В Мексике обязательное применение электронных счетов-фактур позволило увеличить налоговые сборы на 79 млрд. песо (~12% выручки от НДC).

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

 

В Казахстане необходимо совершенствование налоговой политики с приближением к стандартам ОЭСР. В этих целях Законопроектом предусматривается:

 

изменение структуры кодекса с текста «по налогам» на текст «по налогоплательщикам»; введение принципа добросовестности налогоплательщиков – возможность исключения ответственности при ошибочных разъяснениях положений налогового законодательства; возможность толкования в пользу налогоплательщика неясных, неточных положений; совершенствование механизмов взимания НДС; реформирование действующих СНР с установлением обязательного ведения налогового учета доходов и расходов, а также особенностей налогообложения; совершенствование социального налога и социальных платежей; определение особого порядка налогообложения самозанятых лиц; отмена неэффективных налоговых льгот и норм, противоречащих правилам ВТО; совершенствование системы налогообложения недропользователей; выработка подхода к отнесению платежей за осуществление действий к сборам, платам или государственной пошлине; совершенствование механизма налогового стимулирования организаций, реализующих инвестиционные приоритетные проекты и участников специальных экономических зон; совершенствование взимания социального налога, в том числе с установлением максимально унифицированной базы обложения социальными платежами (социальные отчисления, обязательные профессиональные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование); структурирование льгот по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе; совершенствование механизмов взимания сборов и плат; иные вопросы в рамках совершенствования налоговой политики.

 

Предусматривается совершенствование налогового администрирования:

 

по противодействию размыванию налоговой базы и вывода прибыли из под налогообложения (BEPS); перевод отдельных налоговых услуг на электронный формат; отмена предоставления некоторых форм налоговой отчетности, в связи с переходом на электронный формат обмена информацией государственными органами;  совершенствование процедур назначения проверок, пересмотр и сокращение оснований для назначения внеплановых налоговых проверок; прекращения работы в принудительном порядке налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в течение 5-ти лет и более; увеличения порога совокупного годового дохода у ликвидируемых налогоплательщиков до 150 000 МРП для возможности проверки аудиторской организацией; распространению упрощенного порядка прекращения деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой на основе камерального контроля (без проведения налоговой проверки); исключению административной ответственности для аудиторской организации в виде лишения лицензии за нарушения по проведению аудита по налогам; введению статей по правам и обязанностям должностных и проверяемых лиц при проведении налоговых проверок в главе «Налоговые проверки»; исключению привязки к налоговому периоду при определении излишне уплаченной суммы налога, платы; введению дифференцированного подхода в целях налогового администрирования, в том числе при применении способов и мер принудительного взыскания задолженности, на основе градации налогоплательщиков в зависимости от степени риска; введению горизонтального мониторинга; исключению предлицензионного обследования для получения лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции, обеспечив постлицензионный контроль на основании системы управления рисками; исключению требования о представлении копий документов для подтверждения экспорта подакцизных товаров; совершенствование механизма взыскания налоговой задолженности, путем стимулирования налогоплательщиков к добровольному и своевременному исполнению налоговых обязательств, повышения ответственности за неуплату налогов; иные вопросы в рамках совершенствования налогового администрирования.

 

Разработка нового Налогового кодекса продиктовано условиями глобальной интеграции Казахстана с мировым сообществом (ВТО, ЕАЭС, вхождение Казахстана в 30 конкурентоспособных стран и стремление к стандартам ОЭСР), реализуется в рамках исполнения Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».


Источник: http://atameken.kz 

  • Дата: 18-08-2017
Полная статья »

Министерство национальной экономики РК опубликовало текст проекта нового Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Концепцию проекта Кодекса и презентационный материал.

 
В настоящее время текст проекта Кодекса обсуждается с представителями бизнес-сообщества и ежедневно обновляется с учетом их предложений и замечаний.
 
Просим вас принять активное участие в обсуждении проекта Кодекса с целью формирования простого и понятного для налогоплательщиков нового Налогового кодекса.
 
  • Дата: 17-08-2017
Полная статья »

Для защиты интересов добросовестного налогоплательщика в Казахстане планируется упростить налоговое администрирование, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

 

«Администрирование не должно строиться на ошибках. Нужно помогать платить налоги. Часть проверок нужно отдавать в аутсорсинг, пусть бизнес проверяет бизнес. Оставшиеся налоговые проверки станут трёхвекторными. Добросовестную часть не нужно проверять. Среднюю часть - проверять лишь выборочно и помогать платить налоги. А «красная» зона должна подвергаться контролю. Нужно установить чёткие правила, кто куда относится. И бизнесмен будет стремиться быть в «зеленой» зоне», - сказал первый вице-министр экономики РК Руслан Даленов на конференции по проекту нового Налогового кодекса.

 

 В «зеленой» зоне будут те налогоплательщики, которые сдают электронные фактуры, платят налоги не ниже отраслевой нагрузки, прозрачны в своей деятельности.

 

«Благодаря поправкам, мы считаем, снизится число налоговых споров, налоговых проверок (...) Каждый налогоплательщик сможет узнать, к какой степени риска он относится, что ему нужно сделать, чтобы повысить свой уровень и какую выгоду он может поиметь. Сегодня этого не происходит. К примеру, если налогоплательщик имеет низкую степень риска, то он может получать дополнительные отсрочки, для него понижаются штрафы, ему могут не приходить уведомления, его счёт могут не арестовывать и так далее», - добавил он в кулуарах, отвевая на вопросы журналистов.

 

Источник: www.forbes.kz 

  • Дата: 16-08-2017
Полная статья »