+7 (727) 329-15-79 +7 (707) 750 07 59 info@icak.kz Мы в социальных сетях:
г. Алматы, пр. Сейфуллина 531, оф. 314
Профессиональная организация бухгалтеров
«Институт Сертифицированных Бухгалтеров Казахстана»

Как законно обжаловать результаты таможенных проверок?

Предприятия, организации и индивидуальные предприниматели не так часто, но сталкиваются с таможенными проверками их внешнеэкономической деятельности со стороны органов государственных доходов.

 

В основном, таможенные проверки осуществляются в виде камеральных таможенных проверок (ст.417 КРК «О таможенном регулировании в РК») и внеплановых выездных таможенных проверок (статьи 417, 418 КРК «О таможенном регулировании в РК», далее - Кодекс).

 

При выявлении нарушений таможенного законодательства по результатам таких проверок органы государственных доходов выставляют уведомления о результатах проверки и (или) уведомления об устранении нарушений(Приказ МФ РК от 08.02.2018 г. №146 «О некоторых вопросах налогового и таможенного администрирования»).

 

Зачастую проверяемые лица, в деятельности которых установлены нарушения таможенных правил, оказываются недовольными такими результатами проверок и хотят обжаловать их согласно законодательству.

 

Порядок обжалования предусмотрен главой 55 Кодекса (статьи 475 - 483).

 

Правом на обжалование уведомления обладают лица, в отношении которых такие уведомления выставлены, либо их представители. Обжаловать можно в уполномоченный орган в сфере таможенной политики (Министерство финансов, Комитет государственных доходов МФ РК) или в судебном порядке (ст. 475 Кодекса).

 

Жалоба подается в уполномоченный орган в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего после получения уведомления, в явочном порядке или по почте. Копия жалобы обязательно направляется в таможенный орган, чье уведомление обжалуется.По ходатайству лица, подающего жалобу, предусмотрены восстановление срока внесения жалобы по уважительной причине, а также отзыв поданной жалобы (ст. 476 Кодекса).

 

Обязательные сведения, которые должны содержаться в жалобе, регламентированы в ст. 477 Кодекса.

 

Основаниями для отказа в рассмотрении жалобы могут быть пропуск срока обжалования и отсутствие ходатайства о его восстановлении; отсутствие в жалобе вышеуказанных обязательных сведений; подача жалобы неправомочным на то лицом; обжалование жалобы в судебном порядке. При отказе в рассмотрении жалобы уполномоченный орган извещает лицо, подавшее жалобу, в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации. Отсутствие в жалобе обязательных сведений, ее подача неправомочным на то лицом не исключает права лица на ее подачу в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего после получения уведомления (ст. 478 Кодекса).

 

В срок не более тридцати рабочих дней с момента регистрации по жалобеуполномоченным органом выносится мотивированное решение. По жалобам крупным налогоплательщиков, подлежащих мониторингу согласно налоговому законодательству РК – в течение сорока пяти рабочих дней с момента регистрации. Жалоба рассматривается в пределах обжалуемых вопросов. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы имеет право назначить внеплановую выездную таможенную проверку согласно ст. 418 Кодекса. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен и (или) приостановлен. При рассмотрении жалобы уполномоченный орган имеет право:направлять запросы лицу, подавшему жалобу, и (или) в таможенный орган о представлении в письменной форме дополнительной информации либо пояснений по вопросам, изложенным в жалобе;направлять запросы в государственные органы Республики Казахстан, а также в соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций;проводить встречи с лицом, подавшим жалобу, по вопросам, изложенным в жалобе;запрашивать у должностных лиц таможенных органов, принимавших участие в проведении проверки, пояснения по возникшим вопросам.

 

Запрещаются вмешательство в деятельность уполномоченного органа при осуществлении им своих полномочий по рассмотрению жалобы и оказание какого-либо воздействия на лиц, причастных к рассмотрению жалобы (ст. 479 Кодекса).

 

В структуре Министерства финансов Республики Казахстан действует Департамент апелляций, основной деятельностью которого является организация рассмотрения жалоб, поступающих на действия сотрудников структурных подразделений министерства всех уровней и устранение причин, способствовавших их возникновению.  Кроме того МФ РК создана постоянно действующая Апелляционная комиссия, в состав которой помимо сотрудников центрального аппарата министерства, а также входящих в его структуру Департаментов и Комитетов, входят представители бизнес-структур (НПП «Атамекен»), общественных организаций и политических партий (п.1 ст. 480 Кодекса, Приказ МФ РК от 12.01.2018 г. №23 «Об утверждении положения об Апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на уведомление орезультатах проверки и (или) уведомление об устранении нарушений»). Любые неопределенности и неурегулированные вопросы таможенного законодательства ЕАЭС и (или) РК принимаются в пользу лица, подавшего жалобу. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит одно из следующих решений:оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения;отменить обжалуемое уведомление полностью или в части.Решение по жалобе в письменной форме направляется или вручается лицу, подавшему жалобу, а копия – в таможенный орган, выставивший уведомление.В случае отмены по результатам рассмотрения жалобы обжалуемого уведомления в части, таможенный орган, выставивший уведомление, выносит уведомление об итогах рассмотрения жалобы на уведомление и направляет его лицу, подавшему жалобу, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения по жалобе. Решение уполномоченного органа, вынесенное согласно Кодексу, обязательно для исполнения таможенными органами (ст. 480 Кодекса).

 

Срок рассмотрения жалобы может быть продлен и (или) приостановлен. Приостановление осуществляетсяна время проведения: назначенной в ходе рассмотрения жалобы внеплановой выездной таможенной проверки – с даты назначения такой проверки до даты истечения пятнадцати рабочих дней после получения уполномоченным органом акта проверки;направления запросов в государственные органы РК, а также соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций, – с даты направления такого запроса до даты получения ответа.Продлениеосуществляетсявслучаях:представления лицом, правомочным подавать жалобу, дополнений к жалобе – на пятнадцать рабочих дней, в том числе в каждом случае последующей подачи дополнений к жалобе на тот же срок; уполномоченным органом в случае необходимости дополнительного изучения обжалуемого вопроса – до девяноста рабочих дней. В случае принятия уполномоченным органом решения о продлении срока рассмотрения жалобы, то в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения,лицу, подавшему жалобу, направляется извещение (ст. 481 Кодекса).

 

Форма и содержание решения уполномоченного органа по результатам рассмотрения жалобы регламентированы в ст. 482 Кодекса.

 

Последствиями подачи жалобы (заявления)в уполномоченный орган являются: приостановление срока исполнения уведомления в обжалуемой части до вынесения решения по жалобе.В случае подачи жалобы(заявления) в суд исполнение уведомления в обжалуемой части приостанавливается со дня принятия судом заявления к производству до вступления в законную силу судебного акта (ст. 483 Кодекса).

 

Порядок обжалования уведомленийпо таможенным проверкам и их рассмотрения максимально упрощен и составлен уполномоченным органом в целях удобства участников ВЭД.

 

Минимизированы коррупционные риски, влияющие на законность принятия решения по каждой жалобе, так как решение по таковой принимается коллегиально с обязательнымучастиемпредставителей бизнес - структур (НПП «Атамекен»), общественных организаций и политических партий. Каждое неопровергнутое объективным способом сомнение, недоработка в принятом таможенным органом решении трактуется в пользу лица, подавшего жалобу. Запрещено вмешательство в деятельность уполномоченного органа при рассмотрении жалобы и оказание какого-либо воздействия на лиц, причастных к рассмотрению жалобы.

 

Например, за 1-е полугодие 2018 г. в адрес уполномоченного органа поступило 206 жалоб, в том числе по таможенным спорам – 42.

 

По итогам 14-ти заседаний Апелляционной комиссии МФ РК, состоявшихся в 1-м полугодии 2018 года, отменены полностью или в части результаты 53 проверок, что составляет 39,8%от общего количества рассмотренных жалоб, в том числе по таможенным спорам – 39% жалоб. Данные показатели четко сигнализируют об эффективности и антикоррупционной направленности проводимой работы по рассмотрению жалоб в сфере таможенного дела.

 

В данном направлении работы Департамент государственных доходов по Кызылординской области (далее - Департамент) также осуществляет определеннуюработу. Каждый акт таможенной проверки и уведомление по нему рассматривается комиссией, состоящей из числа руководителей структурных таможенных и налоговых подразделений Департамента с вынесением соответствующего заключения на их соответствие законодательству и отсутствию коррупционных рисков. Только после прохождения указанных процедур акты таможенных проверок и уведомления по ним утверждаются руководством Департамента и направляются лицу, в отношении которых такие решения вынесены. По настоящее время по результатам таможенных проверок, проведенных Департаментом, заключения Апелляционной комиссией в пользу лица, подавшего жалобу, с последующей отменой уполномоченным органом принятых решений, отсутствуют.

 

Источник

  • 31-10-2018
  • Посмотрели: 46