+7 (727) 329-15-79 +7 (707) 750 07 59 info@icak.kz Мы в социальных сетях:
г. Алматы, пр. Сейфуллина 531, оф. 314
Профессиональная организация бухгалтеров
«Институт Сертифицированных Бухгалтеров Казахстана»

Новый Налоговый кодекс Казахстана: что изменится для МСБ?

Налоговое законодательство в Казахстане не раз обновлялось. Но в этот раз процесс подготовки нового Налогового кодекса кардинально отличается от предыдущих (от 2001, 2008 и 2009 годов). Эксперты изучили международный опыт, провели большую аналитическую работу.  Корреспондент BNews.kz прошелся и по основным моментам нового кодекса.

 

Часть проверок МСБ передадут в частные руки

 

В кодексе расширены виды аудита по налогам, а также список лиц, имеющие право на его проведение.

 

Как уточнил заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов, эти изменения сначала коснутся только тех предпринимателей, у которых среднегодовой доход (СГД) не превышает 150 000 МРП за 5 лет (340 млн тенге) или за год - 68,0 млн тенге, раннее было 120 МРП.  

 

К имеющимся видам аудита по налогам предлагается добавить:

 

1) аудит по налогам, аналогичный аудиту финансовой отчетности, когда предприниматель имеет возможность самостоятельно исправить установленные аудитором ошибки и после этого получить положительное заключение по аудиту по налогам;

2) предлагается, чтобы малый бизнес будет проверятся независимыми аудиторами;

3) для всеобщего декларирования аудит по налогам предлагается проводить с целью подтверждения сумм вычетов физического лица и суммы индивидуального подоходного налога, подлежащей возврату, что обеспечит простоту взаимодействия с налоговыми органами по данному вопросу;

 

С введением всеобщего декларирования работы для аудиторов прибавится, и они просто физически не смогут выполнять весь этот объем. Поэтому предполагается часть работы передать профессиональным налоговым консультантам, в связи с чем подготовлен проект закона «О налоговом консультировании».

 

 «Налоговые консультанты ориентированы одновременно на полноту соблюдения норм Налогового кодекса, следовательно, на полноту поступлений доходов госбюджета, а также на снижение налоговой нагрузки и улучшение финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта, что обеспечивает его устойчивое развитие посредством снижения налоговых рисков», - добавил Рустам Журсунов.

 

Что такое «Налоговый кредит»?

 

Введение института «Налоговый кредит» еще на стадии обсуждения. В проекте предусмотрена только альтернатива налоговому кредиту - отсрочка и рассрочка.

 

Налоговый кредит - действенный инструмент в поддержке бизнеса и расширении налогооблагаемой базы.

 

Основное отличие налогового кредита от отсрочки (до шести месяцев) и рассрочки (до трех лет), которое предусмотрено проектом Налогового кодекса, заключается в том, что налоговый кредит предоставляется поверх на предстоящие к оплате суммы налогов. Процент по налоговому кредиту будет рассчитываться в размере 50% от ставки пени.

 

Применение налогового кредита позволит предпринимателю использовать освободившиеся средства на развитие бизнеса.

Данные предложения по налоговому кредиту НПП РК «Атамекен» планирует ввести в рамках рассмотрения проекта Налогового кодекса на уровне Мажилиса Парламента РК. 

 

Все неясности и неточности - в пользу налогоплательщиков

 

Спикер отметил, что в данном случае все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Например, субсидии, получаемые бизнесом из государственного бюджета, по своей экономической сущности не могут быть оборотом по реализации, следовательно, не могут быть облагаемым оборотом по НДС.  В тексте Налогового кодекса данное положение не приведено. В связи с отсутствием прямой нормы в Налоговом кодексе органы государственных доходов приняли решение о том, что часть субсидии должна облагаться НДС. Однако такие неясности и неточности при рассмотрении жалобы предпринимателя на результаты налоговых проверок будут толковаться в пользу предпринимателя.

 

Рустам Журсунов также добавил, что за 9 лет Налоговый кодекс поменяли 16 раз и три раза переписали, порядка 2500 статей налогового кодекса с 2009 года изменили.

 

Об управлении рисками

 

В новом проекте планируется сокращение 73 тысяч проверок и переход на систему управления рисками.

 

Данная система будет комбинированная, имеются открытая и закрытая части. Закрытая часть – больше оперативно-следственная информация в отношении каждого налогоплательщика. Вторая – это та информация в системе управления рисками, которую сам налогоплательщик в своем кабинете может видеть.

 

В отношении внедрения трехуровневой системы управления рисками (СУР), которая подразделяет предпринимателей на зеленых - «хороших», желтых - «средних» и красных - «плохих», интересно следующее.

«Внедрение данной системы оценки предпринимателей не должно ухудшить действующие положительные аспекты налоговых отношений для предпринимателей. При этом «хорошие» предприниматели должны получить дополнительные стимулы в налоговых отношениях, таких как: минимальное количество налоговых проверок, возможность получения налогового кредита, возможность получения отсрочки на предоставление налоговой отчетности на более длительный срок и т.д», - пояснил Рустам Журсунов.

 

Оптимизация налоговых режимов

 

В преддверии Всеобщего декларирования госорганами в рамках проекта Налогового кодекса предлагалось с 2020 года отменить действующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и аграрного сектора (патент, упрощенная декларация, единый земельный налог) и перевести их на полноценный учет доходов и расходов.

 

При таком подходе решения вопроса в связи с резким ростом налоговой нагрузки бизнес просто уйдет в «тень» или обанкротится.

 

На рабочих группах при Министерстве национальной экономики РК этот вопрос неоднократно озвучивался: в условиях текущих кризисных явлений в экономике необходимо взвешенно подходить к вопросу изменения фискальных условий, без увеличения налоговой нагрузки на бизнес. При том, что Глава государства об этом неоднократно отмечал.

 

«Учитывая необходимость стимулирования развития малого и среднего бизнеса «Атамекен» предлагал обеспечить поэтапный и безболезненный переход с предоставлением мотивирующих мер для добровольного перехода. То есть наряду с действующими специальными налоговыми режимами в качестве альтернативы предложила ввести режим фиксированного вычета (режим роста)», - подчеркнул зампред Нацпалаты.

 

В условиях отсутствия «должной дисциплины» документирования расходных операций, а также для стимулирования выплаты официальной заработной платы сотрудников, предложила предусмотреть следующие послабления:

 

право выбора (добровольность);

дополнительный вычет в размере 100% от ФОТ, если заработная плата работника превышает 4 МЗП или 97,8 тыс. тенге;

условно-фиксированный вычет в размере 30%, но не более 70% от СГД;

ускоренная амортизация в размере 25%;

упрощенный порядок налогового учета.

 

В проекте Налогового кодекса данный режим предусмотрен как специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета.  Действующие специальные налоговые режимы (СНР) сохранены.

 

Справочно:

1. СНР на основе патента сохранен с включением в перечень видов деятельности торговли со ставкой 2%, для остальных 1%.

2. СНР на основе упрощенной декларации сохранен, пересмотрены пределы по численности (30 человек) и доходу (100 млн в год). В настоящее время для ИП 25 человек, доход 68,5 млн, юрлицо 50 человек, доход 136,9 млн.

3. СНР для крестьянских хозяйств на основе единого земельного налога до 2020 года сохранен. С 2020 года в связи с ведением всеобщего декларирования предлагается по ЕЗН пересмотреть объект обложения, отойти от оценочной стоимости земельного участка, установив обложение от оборота по ставке 0,5 %.

4. СНР для производителей сельхоз продукции сохранен, взамен 70% льготы по НДС (в связи с вступлением в ВТО) будет предусмотрена корректировка зачета по НДС.

 

Источник: https://bnews.kz 

  • 31-08-2017
  • Посмотрели: 503