+7 (727) 329-15-79 +7 (707) 750 07 59 info@icak.kz Мы в социальных сетях:
г. Алматы, пр. Сейфуллина 531, оф. 314
Профессиональная организация бухгалтеров
«Институт Сертифицированных Бухгалтеров Казахстана»

Новый Налоговый кодекс - выход из «тени»

Налоговая политика нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе

 

В мировой практике есть страны, которые значительно повысили собираемость НДС за 1-5 лет.

 

Канада благодаря реформе 2009 года повысила собираемость НДС за один год на 42%, и за 5 лет – на 54% за счет:  перехода с двух НДС, федерального и провинциального на  единый,  для 2-х крупных провинций; развертывания системы электронного администрирования.

 

Испания благодаря реформе 2009 года на 40%, и за 5 лет – на 60% за счет: повышения эффективности администрирования, усиления системы электронного мониторинга совместно с таможней; применения схемы обратного зачета для некоторых категорий товаров.

 

Аргентина в рамках реформы 1990 года на 47%, и за 2 года – на 150% за счет: значительного увеличения налогооблагаемой базы с 52,2% ВВП в 1989 до 80% в 1992 через оптимизацию льгот; значительного усиления налогового администрирования.

 

В Азербайджане после введения НДС-счетов поступление НДС увеличилось на 75 %,  от предприятий не нефтяного сектора - в 2,3 раза.

 

Для предотвращения нарушений в части неправомерного возврата НДС в Чили введено обязательное использование электронных счетов-фактур. Предотвращен неправомерный возврат в размере до 600 млн долл. США (~3% выручки от НДС).

 

В Мексике обязательное применение электронных счетов-фактур позволило увеличить налоговые сборы на 79 млрд. песо (~12% выручки от НДC).

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

 

В Казахстане необходимо совершенствование налоговой политики с приближением к стандартам ОЭСР. В этих целях Законопроектом предусматривается: 

 

изменение структуры кодекса с текста «по налогам» на текст «по налогоплательщикам»; введение принципа добросовестности налогоплательщиков – возможность исключения ответственности при ошибочных разъяснениях положений налогового законодательства; возможность толкования в пользу налогоплательщика неясных, неточных положений; совершенствование механизмов взимания НДС; реформирование действующих СНР с установлением обязательного ведения налогового учета доходов и расходов, а также особенностей налогообложения; совершенствование социального налога и социальных платежей; определение особого порядка налогообложения самозанятых лиц; отмена неэффективных налоговых льгот и норм, противоречащих правилам ВТО; совершенствование системы налогообложения недропользователей; выработка подхода к отнесению платежей за осуществление действий к сборам, платам или государственной пошлине; совершенствование механизма налогового стимулирования организаций, реализующих инвестиционные приоритетные проекты и участников специальных экономических зон; совершенствование взимания социального налога, в том числе с установлением максимально унифицированной базы обложения социальными платежами (социальные отчисления, обязательные профессиональные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование); структурирование льгот по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе; совершенствование механизмов взимания сборов и плат; иные вопросы в рамках совершенствования налоговой политики.

 

Предусматривается совершенствование налогового администрирования:

 

по противодействию размыванию налоговой базы и вывода прибыли из под налогообложения (BEPS); перевод отдельных налоговых услуг на электронный формат; отмена предоставления некоторых форм налоговой отчетности, в связи с переходом на электронный формат обмена информацией государственными органами;  совершенствование процедур назначения проверок, пересмотр и сокращение оснований для назначения внеплановых налоговых проверок; прекращения работы в принудительном порядке налогоплательщиков, не осуществляющих деятельность в течение 5-ти лет и более; увеличения порога совокупного годового дохода у ликвидируемых налогоплательщиков до 150 000 МРП для возможности проверки аудиторской организацией; распространению упрощенного порядка прекращения деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой на основе камерального контроля (без проведения налоговой проверки); исключению административной ответственности для аудиторской организации в виде лишения лицензии за нарушения по проведению аудита по налогам; введению статей по правам и обязанностям должностных и проверяемых лиц при проведении налоговых проверок в главе «Налоговые проверки»; исключению привязки к налоговому периоду при определении излишне уплаченной суммы налога, платы; введению дифференцированного подхода в целях налогового администрирования, в том числе при применении способов и мер принудительного взыскания задолженности, на основе градации налогоплательщиков в зависимости от степени риска; введению горизонтального мониторинга; исключению предлицензионного обследования для получения лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции, обеспечив постлицензионный контроль на основании системы управления рисками; исключению требования о представлении копий документов для подтверждения экспорта подакцизных товаров; совершенствование механизма взыскания налоговой задолженности, путем стимулирования налогоплательщиков к добровольному и своевременному исполнению налоговых обязательств, повышения ответственности за неуплату налогов; иные вопросы в рамках совершенствования налогового администрирования.

 

Разработка нового Налогового кодекса продиктовано условиями глобальной интеграции Казахстана с мировым сообществом (ВТО, ЕАЭС, вхождение Казахстана в 30 конкурентоспособных стран и стремление к стандартам ОЭСР), реализуется в рамках исполнения Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».


Источник: http://atameken.kz 

  • 18-08-2017
  • Посмотрели: 265